История школы

Составлено по воспоминаниям
первого директора школы №5,
работавшего с 5 августа 1953г.
по сентябрь 1961 года
Петухова Василия Васильевича.

....Шёл восьмой год после свершения исторической победы в Великой Отечественной Войне нашего народа над фашистской Германией. Страна в упорном труде продолжала восстанавливать, разрушенное жестокой войной хозяйство.
Очень трудны были жилищно-бытовые условия тружеников города: на территории города стояло свыше сотни огромных бараков, в которых проживали тысячи жителей нашего города. За музыкальной школой (теперь) стояло 3 или 4 больших барака. Когда условия жизни стали улучшаться, семьи переезжали не в отдельные квартиры, а в комнаты 18-20м2 (если семья 5 человек). Спустя 10 лет люди начали получать отдельные квартиры. Люди, не смотря на такие некомфортные условия, трудились и не ныли!
В таких трудных условиях в семьях росли дети, ходили в школы, очень скромно были одеты - обуты, накормлены не досыта, учебники имел не каждый ребёнок.
Так же трудно было и с продуктами, особенно с мукой. Её продавали перед праздниками.
Записывались семьями с ночи. На руке писали номера фиолетовым «химическим» карандашом мёрзли всю ночь, чтобы назавтра получить по 3 кг на брата. Готовили еду на керосинках, керогазах. Стояли часами за керосином (под горой, где общежитие Компас»), за хлебом, подсолнечным маслом.
Что значит, одеты были скромно? Зимой валенки с галошами, летом берёзовые туфли. Телогрейки. На голове кепка. Девочки ходили в школу в платьях, которые были перешиты из маминых. На ногах мальчишеские башмаки или парусиновые туфли. Портфели тоже были не у всех… Мальчишки просто перетягивали книжки ремешком, пользовались офицерским планшетками, сумками от противогазов. В руках мальчишеский мешочек чернильницы – «непроливайки».
Абсолютное большинство детей были сироты – их отцы и матери, близкие родственники не вернулись с войны. Учителя, всеми силами и знаниями, старались помочь детям, уменьшить, смягчить их страдания, дать им знания и воспитать их достойной сменой нашему обществу.
Из стихотворения выпускницы одной из школ г. Солнечногорска:
Не по годам тогда мы все взрослеем,
Привыкшие к лишениям, труду,
И для учёбы сил мы не жалеем,
Хотя частенько ели лебеду.

В городе работали в ту пору 4 школы.
Семилетняя школа №1 на ул. Трубниковской. Здание школы построено в дореволюционное время. Комнат всего 8. Нет кабинетов и физкультурного зала.
Школа №2 на ул. Хлебозаводской была средней школой. Здание построено в 30-х годах. В школе был только кабинет химии. Рассчитана на 400 учащихся. Всего 10 классных комнат.
Школа №3 – начальная школа, размещена была в бывшем штабе воинской части. Здание барачного типа, 6 или 7 классных комнат.
Школа №4 на ул. Школьная была семилетняя. Кабинетов и спортзала не было. Рассчитана на 400 мест. Построена также как и школа №2 в 30-х годах. Население в городе 50 тыс. человек. Обучение проходило в три смены. Необходима была ещё одна школа.
Началось строительство школы в 1952 г. с задачей: 1го сентября 1953 года открыть школу. За такой короткий срок выстроить школу на 800 мест (22 классные комнаты), кабинет физики и химии, спортивный зал, библиотека, служебные комнаты, и даже 2х комнатная квартира для директора и квартира для технического персонала.
И вот такую школу-красавицу строители построили. Верно, не уложились в установленный срок, сдали стройку к празднику Октября. Это была неописуемая радость тружеников всего города! Люди толпами шли, дабы посмотреть школу-красавицу!
6 ноября у здания школы состоялся грандиозный торжественный митинг, посвященный празднику – Дню открытия новой школы.
23 класса ждали перехода в новую школу и обучались в школах №1, 2, в третью смену с 1630 до 22 часов вечера. Классы обучались в третью смену с надеждой: вот-вот они перейдут в свою школу! С открытием школы №5 перестала существовать третья смена обучения детей в городе (через 10лет в 60х годах в городе вновь создалась 3-я смена).
Директором школы был назначен Петухов Василий Васильевич, а завучем назначена Неудачина Таисия Гавриловна – учительница русского языка и литературы.
В школу вошли 23 класса с 1го по 8 класс. Классы по 40-42 человека, кроме 8х, где было по 35 учеников, общее число около 800 человек.
Пришел в школу большой педагогический коллектив, более 30 человек. Это оказался на редкость коллектив энтузиастов, увлеченных, влюбленных в свою профессию, талантливых педагогов! Среди педагогов-единомышленников оказалось много индивидуальностей, обладающих педагогическими качествами искусства обучения и воспитания детей.
С первым классом вошла в школу Полякова Валентина Тихоновна – молодая учительница, только закончила педагогическое училище. Небольшого роста, хрупкого телосложения, скромная, очень обаятельный человек, по природе одаренный педагог. К Валентине Тихоновне и сейчас обращается школа №5 за помощью. Если надо она не откажет, заменит заболевшего педагога из любого класса начальной школы.
Прекрасно работала учительница начальных классов Осипова Мария Прокофьевна. О её мастерстве, талантливом педагоге, удивительно скромном трудолюбивом человеке следует написать большой трактат! В 2002 году она еще работала воспитателем в детской больнице, до этого в детском доме. Невысокого роста, её не согнуло время, только побелела мальчишеская стрижка, блеска в глазах не убавилось.
Воспоминания об учителях предметниках правильнее будет начать с Куземина Василия Петровича – учителя русского языка и литературы. Стройный, прямой, с шапкой кудрей и светлыми выразительными глазами в неизменном темно-синем пиджаке сталинского покроя (кителе), сапоги начищены до блеска, галифе. Его речь с собеседником покоряла всех и коллег по работе, учащихся всех возрастов и их родителей. На третьем году работы школы, утром Василий Петрович собрался идти в школу на уроки. Неимоверная боль в области сердца – инфаркт. Скоропостижно скончался Василий Петрович. (Во время войны руководил политруками).
Огромное горе обрушилось на Лидию Николаевну супругу Василия Петровича, оставшуюся с тремя детьми и престарелой матерью.
Куземина Лидия Николаевна – внешне просто аккуратно одетая, немногословная и всегда приветлива, хорошая собеседница. Лидия Николаевна – учительница математики. По природе – математик, влюбленная в свой предмет. С учащимися, которым трудно давалась математика, Лидия Николаевна проводила дополнительные занятия. Для тех учащихся, которые имели математические наклонности, Лидия Николаевна проводила занятия в математическом кружке, где учащиеся решали сложные задачи. На математических олимпиадах её ученики занимали призовые места. В классе, где Лидия Николаевна была классным руководителем, вырос, сформировался и окончил школу с Золотой медалью Иванченков Александр Сергеевич – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза и его будущая супруга Алешина Римма, закончившая школу с Серебряной медалью. Впоследствии Лидия Николаевна была завучем школы, помогала молодым специалистам педагогам найти правильный подход к детям, овладеть современной методикой преподавания предмета, учила не унывать, а видеть достоинство и красоту работы.
Сотни людей с благодарностью и почтением вспоминают замечательного преподавателя математики, мастера, как теперь говорят - Глуховцева Петра Андреевича и его жену - преподавателя математики Софью Николаевну. Глуховцев П.А.– математик, исключительных творческих способностей, беспредельно влюбленный в свой предмет. Уроки были ярким, необыкновенно эмоциональными. В урок Петр Андреевич вкладывал все свое существо, каждый урок, как последний в жизни. Его уроки оставили неизгладимый след в сознании учеников на всю их последующую долгою жизнь. У Петра Андреевича усваивали предмет даже те учащиеся, которые не имели склонностей к точным наукам. В один из майских дней семью Глуховцевых постигло невосполнимое горе. Им принесли телеграмму: «Ваш сын трагически погиб». Единственный сын, студент Московского университета катался на лодке по Москва - реке. Лодка перевернулась и сын утонул. Петр Андреевич проработал в школе много лет и был переведен завучем в школу №2. Уйдя на заслуженный отдых, Петр Андреевич репетиторствовал и подготовил десятки молодых людей для поступления в вузы. В последние годы своей жизни Петр Андреевич и Софья Николаевна стали садоводами-любителями. Софья Николаевна вырастила тыкву-гигант, за что была удостоена Дипломом I степени.
Новиков Семён Кузьмич – высокий, с атлетической фигурой и белозубой улыбкой киногероя – преподаватель физики. Педагог – личность в полном смысле! Им был создан кабинет физики. Многие приборы изготавливались сменами кружка юных физиков. Кабинет физики был оборудован автоматическим затемнением, также автоматически раскрывался и киноэкран. В кабинете были верстаки для обработки дерева и для слесарных работ. На занятиях физического кружка ученики глубже понимали практическое применение законов физики. Уровень подготовки по физике был высоким, учащиеся без репетиторов успешно сдавали физику на приёмных экзаменах в престижные вузы страны: Бауманский, Энергетический, МАИ.
Сбысова Валентина Александровна - преподавала русский язык и литературу в 5-х – 9-х классах. Энергичная, внешне привлекательная, влюблённая в профессию учителя, она с увлечением и страстью, казалось очень легко, работала. Уроки проходили в высоком темпе, при активном участии буквально каждого ученика. С большим эффектом проходили моменты чтения стихов по памяти, монологов, прозы. Это были настоящие состязания литераторов: «Кто лучше!» Много лет в педагогическом коллективе В.А. была председателем местного комитета. Каждую весну перед экзаменами все учителя выезжали на двухдневную экскурсию: они побывали в г. Клин, Мелихово, Туле, Ясной Поляне, в Орле, Риге и т.д. Дальняя дорога не была скучной, ведь Валентина Александровна прекрасно поёт, знает десятки песен, и учителям некогда было скучать.
Будучи классным руководителем, она вывозила классы в театры, на художественные выставки, в музеи. В.А. возила ребят в туристические походы, организовывала работу в трудовом лагере в Алёшкинском совхозе.
Синяева (Михайлина) Лидия Ивановна пришла в школу молодым специалистом, после окончания вуза. Её уроки становились настоящим университетом формирования навыков познания литературы. Много усилий направляла Лидия Ивановна на подготовку учащихся к сочинениям. Так же она вела литературный кружок, где ребята, увлечённые литературой, делали доклады, читали произведения сверх программы.
Ребята, обладающие актёрскими способностями, с увлечением готовили постановки спектаклей художественных произведений. Часть проводили вечера, посвященные писателям. Астапович Астаида Владимировна пришла в школу учительницей химии в расцвете творческих сил. Она была требовательная, но справедливая, в какой-то степени суровая учительница, но это не отталкивало от неё учеников, они её уважали и почитали за блестящее знание предмета, за тактичное и внимательное отношение к ученику. Любители химии занимались в кружке юных химиков. Ежегодно они проводили общешкольный вечер «занимательной химии». Членов кружка не без основания называли «алхимиками» и «колдунами».
Бреднева Екатерина Павловна – великолепно знающая немецкий язык учительница. Небольшого роста, необыкновенно подвижна, с быстрой реакцией и огромной русой косой. У нее все совершалось стремительно. Урок шел в быстром темпе, за урок удавалось сделать очень много. На выпускных экзаменах оценки были в основном хорошие и отличные. Екатерина Павловна жила в Москве, а работала в Ивантеевке. «Привыкла!», «Не допускаю мысли, что буду работать где – то еще!»
Все ученики Екатерины Павловны хотя бы один раз побывали в главном театре страны – Большом театре. Многим удавалось увидеть и услышать по нескольку спектаклей. Билеты Екатерина Павловна добывала самые дешевые, на галерку.
Историю преподавали Филиппов Григорий Андреевич и Кофман Блюма Борисовна. Эти педагоги пользовались заслуженным авторитетом среди коллег, учащихся и их родителей. Григорий Андреевич член партии много лет оказывал всестороннюю помощь комсомолу. Комсомольская организация школы по содержанию работы была одна из лучших в районе.
Ученики всегда с радостью шли на уроки Блюмы Борисовны. Даже если кого-то удаляли с урока, он оказывался на уроке Блюмы Борисовны и тихо сидел на последней парте. Ученики ее класса всегда работали пропагандистами и политинформаторами в других классах.
Географию преподавала Грибова Евгения Степановна. Методы ведения урока были многообразны. Она прекрасно владела вниманием и активностью учащихся. Евгения Степановна вела кружок для юных географов: это знакомство со знаменитыми людьми – путешественниками, исследователями нашей планеты, это наблюдение созвездий нашего ночного неба, это подготовка к туристическим походам. Кружковцы умели устанавливать палатку, разводить костер, варить еду для туристического отряда. В летнее время ежегодно обязательно она совершает дальние туристические походы. Евгения Степановна умела найти общий язык с любым учеником, умела увлечь своим предметом, и не один ребенок не оставался равнодушным на ее уроке.
Лапина Мария Николаевна - учительница биологии. В обычной классной комнате № 134 стали создавать кабинеты биологии. Были куплены: таблицы, гербарии, муляжи, чучела птиц и животных, инструменты и приборы. Через 3-4 года на каждый стол раздавался микроскоп для выполнения практических работ. В кружке юннатов было 50 человек. Они создали свой живой уголок: аквариум с декоративными рыбками, террариум с лягушками, ужами, черепахами, ящерицами, клетку с декоративными птицами: канарейками и попугайчиками, весело крутила свое колесо шустрая белка. В феврале – марте начинали готовиться к работе учебно-опытных делянках пришкольного участка. Весной 1954 года началось освоение пришкольного участка: посажено около 100 яблонь, вишен, несколько сот кустов клубники, заложены учебные поля с севооборотом, учебные делянки с овощами и зерновыми культурами. В 1956 году юннаты начали разводить кроликов (до 200 штук). Вскоре была построена теплица. В первую субботу сентября юннаты проводили вечер “Праздник урожая”, в котором была выставка практических работ с учебных делянок. Заканчивался праздник чаепитием. Школа принимала участие в районной выставке, посвящённой урожаю колхозов и совхозов района. Гордостью ребят на выставке был огромный сноп проса. Ведь просо у нас не вырастает. Кружок юннатов был участником ВДНХ! Свидетельством ВДНХ были награждена школа и Мария Николаевна.
Варыгин Юрий Николаевич. Память о нем живет в сердцах тысяч его учеников.
Педагог – душа детей, добрейший, всеми уважаемый человек, участник ВОВ (тяжело ранен), энтузиаст, труженик, творческая личность. В то далекое уже от нас время учитель черчения и рисования, оформлял школу. Юрий Николаевич нашел способных ребят, их набралось до 50 человек, и создал кружок юных художников. Их работы демонстрировались на городских и районных выставках. А как он со своими кружковцами преображали здание школы к Новому году. Трудились они, как правило, две ночи напролет! Дети предупреждали своих родителей, брали на ночь с собой еду и вместе с Юрием Николаевичем рисовали до рассвета! 1-го января, здание школы от ее входа и 2 этаж, где устанавливалась ёлка, 4 этаж - танцевальный зал-всё это было превращено в зимнюю сказку. Сугробы снега, Дед Мороз, Снегурочка, а в зимнем лесу лесные звери и птицы!
Спортивную работу школы организовывали учителя физкультуры: Еловский Алексей Васильевич и Соломатина Алла Яковлевна. В школе были секции: баскетбольная, волейбольная, футбольная, гимнастическая и легкой атлетики. Наиболее организованные и способные старшеклассники проводили секции для младших ребят. В третьей четверти физкультура проходила на лыжах. В те времена участники своих лыж не имели, а в школе было 50 пар лыж. Все классы катались на школьных лыжах. На городских и районных спортивных соревнованиях, школьные команды занимали призовые места.
Когда Алексей Васильевич ушел на заслуженный отдых, на его место пришел Романов Валентин Васильевич. В конце 50х годов было начато трудовое обучение учащихся. Учебные мастерские располагались в подвале здания школы. Были оборудованы мастерские: столярная и слесарная (по металлу).
Занятия домоводству вели в пионерской комнате (для 5х-7х классов). Обучение старших производственному труду учащихся проходило на предприятиях: фабрике им. Дзержинского и в цехах опытного завода НИИ Тракторсельзмаж . Руководство школы добилось от исполкома Горсовета разрешения на строительство учебных мастерских. Было выделено 400 тыс. руб. Началась стройка. Здание мастерской было построено в течение 1 года.
Рассказать обо всех замечательных тружениках, одаренных, влюбленных в свою профессию учителей невозможно. Следует отметить два важнейших фактора учебно-воспитательной работы.
• Каждый учитель-предметник считал своим долгом проводить дополнительную работу во внеурочное время с учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету. Кружковая работа (1 раз в неделю) учителю не оплачивалась, делал он это по своему призванию.
• Каждый классный руководитель, которого никто не обязывал, посещал каждого ученика на дому, видел его жилищно-бытовые условия, встречался с родителями. Это позволяло найти оптимальный вариант средств воспитательного воздействия на ученика, и не допускать ошибок, которые в последствие так трудно исправить.

66.jpg

 

44.jpg

 77.jpg55.jpg33.jpg22.jpg11.jpg

Подписка на новости сайта
Подписчиков — 72
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель - 2017»